В современном ландшафтном дизайне почему-то как правило преобладают альпийские или восточные мотивы. Возможно, причина кроется к естественной тяге человека к экзотике, к контрасту привычным нам пейзажам. Или, возможно, сыграло решающее значение то, откуда пришло к нам это замечательное искусство. С точность можно сказать лишь одно, ландшафтный дизайн достаточно популярен, и главным материалом его создания является камень.
Различные кустарники и деревья, цветочные композиции, газоны и тростник — все это важные компоненты ландшафтного дизайна, но и заменяемые в разной степени. Они являются телом того микромира, который создает владелец на своем участке.
Другое дело камень. Это «душа» ландшафта, он ничем не заменим. Можно ли представить дизайнерскую композицию без бассейна или водопада, альпийской горки или крупного одиночного валуна, мощеной дорожки, ограждения или подпорной стенки? Это вряд ли. Именно вокруг камня организуется и преобразуется пространство будущего рукотворного кусочка природы. По сравнению с сезонным буйством трав и цветов, камень является бессмертным творением природы. Правда, не всякий камень. А только тот, который находится на своем, строго выверенном месте.
Принципы, которым подчиняется почти всякое искусство, распространяются и на ландшафтный дизайн. Это естественность и гармония. Поэтому надо точно ориентироваться, какие сочетания камней, растительности, рельефа и водоемов гармоничны, а какие — нет. Безвкусные нагромождения разномастных глыб никогда не смогут воссоздать на среднерусской равнине аристократического альпийского пейзажа, да и японский сад камней, с его очарованием, вряд ли получится.
При выборе камня надо учитывать такие критерии:
1. Должно быть соответствие горных пород геолого-петрографическим особенностям того места обитания, которое они должны воспроизвести. Для того чтобы обустроить альпинарий, надо брать крупные каменные «конструкты» вулканического происхождения. Террасы, гроты и подпорные стены — будут выглядеть естественно, когда их выполнить из осадочных пород неярких оттенков. Для промоин, водоемов и русел ручьев нужны гладкие валуны и декоративная галька. Рокарии следует оформлять в контексте всего дизайнерского замысла и в небольшом контрасте с остальными элементами всей композиции.
2. Соответствие параметров камня его функциональному и инженерно-техническому предназначению. Не следует забывать о существенных отличиях между отечественными климатическими условиями и условиями в тех природно-географических прототипах, которые вы хотите создать. В первую очередь, особое внимание следует обращать на бассейны, фонтаны, водопады и другие водоемы, которые будут замерзать зимой. Ведь такое сочетание, как «влага + мороз» не всегда способны перенести даже металлические конструкции. А если взять сухой ручей, то он будет вполне самостоятельным и эстетически ценным элементом ландшафтного дизайна. Можно конечно создавать все сезонные рукотворные пейзажи, однако надо избегать тех камней, которые хорошо впитывают влагу.
Выбор выразительных средств в таком, столь престижном в наши дни виде искусства, как ландшафтный дизайн очень демократичен. Имея художественные способности и неплохой вкус, а также желание работать ради воплощения в жизнь своего проекта — не менее важно, чем редкие и дорогие растения или новейшие механизмы «жизнеобеспечения» сложной биологической системы. Во всяком случае, создание небольшой частички природы требует, в первую очередь, понимания красоты камня.