Пусть наши соотечественники набирают полные лукошки малины и клюквы, вишни и слив, черемухи и черники, орехов и грибов, пусть выращивают капусту и лук, морковь и репу, арбузы и помидоры…
Но кормят нас, жителей умеренного пояса планеты, и братьев наших меньших зерновые культуры — пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, гречиха, кукуруза для корма животных, просо, овес.
Не случайно даже такой важнейший продукт, как картофель, называют лишь «вторым хлебом». Потому что из всех продуктов хлеб был и остается главным.
И пусть будут обильны и красочны рынки всего мира, пусть безмерно щедра наша северная тайга, мудро приспособившаяся и к холодному климату, и к ядовитым, смертельным для любого культурного растения подзолистым почвам. Пусть крикливо, напоказ выставляют свои плоды тропические леса, растущие на богатейших почвах.
Но кормят человечество не тайга и не тропические леса, а гигантские безлесные пространства планеты, называемые степью, прародина истинного чуда природы — хлебного колоса. О нем и о земле, на которой он родится, пойдет речь.
Наверное, таково уж свойство человека: он способен поражаться лишь чему-то новому, незнакомому, чего он не знал и не видел раньше, и может вообще не замечать того, что лежит рядом и стало привычным, обыденным. Не уверены, доброе ли это свойство или, наоборот, печальное. Однако факт остается фактом: людям присущ неудержимый, дотошнейший интерес ко всему неведомому и невиданному, но они бывают равнодушны к тому, что их ежедневно окружает.
Путешественники, возвратившиеся из Средней Азии или из Африки, расскажут и напишут о верблюдах и голубых минаретах, о кобрах и раскаленных барханах, о пирамидах и нильских крокодилах, об арыках и бедуинах, но мало кто ответит из них, как тамошние народы выращивают хлеб. И вернувшиеся из Индии взахлеб поведают вам о поднебесных храмах и пагодах; о коровах, которых в Индии не режут, ибо не употребляют их мясо в пищу, и потому они пасутся прямо у дворцов махараджей и умирают естественной смертью, тут же, на асфальте или подстриженной газонной траве; о красочных индийских одеждах и об огромных толпах нищих, которыми переполнены города и села этой страны; о странных обычаях бесчисленных религиозных сект; об огненных приправах индийских блюд, которые там подают не на тарелках, а на громадных банановых листьях — и еще о доброй сотне своих впечатлений. Но спросите вчерашних гостей этой чудесной, потрясающе богатой и ошеломляюще бедной страны о новых сортах короткостебельных индийских пшениц или о ее хлебных полях, которые уже спасли от голодной смерти десятки миллионов людей, и ответом вам будет молчание. Не знают, не видели, не интересовались. Потому что эка невидаль — пшеница! Или рис. Или кукуруза, просо. Растут себе и растут…
Не оттого ли ни у путешественников прошлых времен, ни у нынешних многочисленных ездоков за границу мы не встречаем в книгах и рассказах ни восторгов, ни почтительного преклонения перед простым пшеничным или ржаным колосом, перед трудным хлебным полем, которыми жив всякий народ. Чаще всего о них вообще не заходит речи. А ведь нередко авторы «путешествий» и «хождений», возвращаясь, заставали на родной земле трагедию голода из-за неурожаев, из-за отсутствия такого простого и такого необходимого предмета нашего бытия — хлеба. Казалось бы, до «индийских» ли яблок, до «оранциоров» ли тут? А нет, писали именно о них.
А разве в наше время разбросанные всюду, выкинутые куски хлеба, а порой и целые буханки не говорят о том же — о преступном и опасном равнодушии к нему?
Без почтения к хлебу не быть не только человеку, но и человеческому в нем. В дагестанском ауле Кумух лежит над могилой женщины старая каменная плита с такой надписью: «Да будет проклят этот мир, где я кувшин золота не могла выменять на кувшин зерна». Это крик души, дошедший к нам из древности. Но не так же ли озабочен всеобщим пониманием цены хлеба и наш современник, оренбургский комбайнер, член ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда В. М. Чердинцев, который не устает повторять молодым мудрое завещание своего отца, погибшего на фронте: «Помни, сынок, хлеб — это золото: может поставить на ноги, может — и на колени». Когда же научимся все мы с колыбели внушать, «вливать» в самую кровь, в саму натуру каждого человека такое вот почтение и преклонение перед хлебом?
Источник: Группы Компаний «ТК9» — обеспечение предприятий сельского хозяйства кормовыми добавками, семенами полевых культур, минеральными удобрениями и СЗР: http://www.tk9.ru/