Вышивание икон, как особый вид изящного искусства, зародилось очень и очень давно. Современные искушенные мастера и мастерицы продолжают совершенствоваться, и осваивают новое направления в искусстве создания икон — вышивка кристаллами или алмазная живопись — красивая вышивка без ниток и иглы. Но первоначально иконы писались на дереве, украшались окладом с инкрустациями из драгоценных каменьев. Такие изделия были непременным атрибутом царских, боярских и купеческих палат. По всей земле русской прогремела слава Андрея Рублева. Прототипами изображенных на его иконах ликов святых стали лица простых русских крестьян. Тяжелыми морщинами светились на них все пережитые тяготы. И поэтому все написанные Рублевым иконы непревзойденно отражают очень выразительную исконно русскую мимику.
Материалы для написания икон во все века стоили очень дорого. Далеко не каждый мог позволить себе иметь такую икону, хотя они присутствовали в каждом доме, даже у самых бедных представителей общества. К тому же, написанную на холсте икону и прикрепленную для сохранности на деревянную основу, невозможно было взять с собой отправлявшемуся на войну солдату. Именно поэтому народные мастерицы стали впервые задумываться над тем, как при помощи ткани и ниток изготовить подобную вещь.
Икона вышивалась на ткани с простым переплетением. Для ее изготовления использовались хлопчатобумажные нити, окрашенные в нужные оттенки. Цветовая гамма была различной, но ограничения в выборе того или иного цвета были очень строгими. Категорически запрещено использовать черный цвет в выполняемой работе. Икона сама по себе символ неугасаемой надежды и веры в высшую справедливость, а черный – цвет отчаяния и горя. Его заменяли темно-коричневым либо темно-серым. Нимб над головами святых традиционно исполняли с применением всех оттенков желтого и красного цветов. Еще со времен Древней Руси эти цвета обозначали красно солнышко и его вместилище – Бога Ярило. Они символизировали в первую очередь тепло человеческой души, а так же непререкаемую святость и справедливость Божьего суда. При вышивке одежды святых применялись нити всех оттенков зеленого и синего цветов. Зеленый всегда считался символом надежды, но еще он означал богатую зелень бесподобной русской природы, и, таким образом, являлся воплощением надежды на долгую, богатую жизнь. Синий цвет первоначально связывался с Даждь-Богом, проливающим дождь на земля русскую. Без воды нет на ней жизни, так какая же жизнь без надежды?
Перед тем как приступить к работе, необходимо было получить благословение православной церкви. На протяжении всего времени работы над вышивкой святой иконы мастерица соблюдала строгий пост. То есть не могла употреблять в пищу мясо, молоко, масло и яйца. Занимались вышивкой преимущественно долгими морозными вечерами, когда не надо было беспокоиться об урожае. Икона, вышитая по всем необходимым канонам, была мощнейшим оберегом. Оценивая искусность мастерицы, прихожане могли составить особое мнение о ней, как об очень терпеливой, усидчивой хозяйке, потому что для вышивки такой иконы требовалась очень большая аккуратность и богатейший внутренний мир.