Новый фильм продвинутого режиссера только что вышел в прокат, так что на домашнем экране мы его увидим не раньше, чем через год — полтора. Разница восприятия с большого и камерного экрана, конечно, велика, однако чаще после первого просмотра в кинотеатре впечатление от фильма в домашней обстановке еще больше углубляется.
По жанру лента позиционируется, как военный фильм-драма. Это закономерно, ведь историческая подоплека битвы за Сталинград в ходе Великой Отечественной войны, в самом деле оказалась трагичной для противников по обе стороны фронта. Как известно, в котле и плену вместе со своей армией оказался фашистский командующий фон Паулюс. Однако потери советской стороны, когда пришлось сражаться за каждый дом, также были велики. Чтобы развернуть эпическое кинополотно великой битвы, автор сценария Сергей Снежкин использовал пьесу И.Тилькина, однако не взял ее за основу, а изучил воспоминания современников, переосмыслил литературные аналоги «В окопах Сталинграда» В.Некрасова, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана. Уточнение и развитие диалогов часто происходило прямо на съемочной площадке.
Картина не претендует на эпический охват события, хотя есть в ней и впечатляющие массовые съемки грозовых дней, и колорит противостояния армий. В сюжете использована драматическая история любви русского солдата и капитана вермахта к девушке и женщине, оказавшимся в самом горниле битвы за Волгу. В главных ролях заняты Петр Федоров, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Томас Кречманн, Мария Смольникова, Яна Студилина.
Съемочный процесс начался осенью 2011 года. В массовых сценах ключевых эпизодов битвы участвовало около тысячи человек. Реконструкция событий происходила в окрестностях деревень Ленинградской области. Воссоздать обстановку помог и один из фортов Кронштадта, преображенный дополнительными декорациями. Показательной оказалась коллизия с предложением исполнить роль офицера вермахта одному из ведущих немецких актеров. Кандидат отказался от кастинга и участия, мотивируя свое решение нежеланием играть офицера фашистской Германии. Основная съемка возобновилась в мае 2012 года и продолжалась до августа.
В музыке к фильму использованы оранжировки композитора Бадаламенти, ария Каварадосси из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини в исполнении Сергея Лемешева, песня «Легенда» Виктора Цоя в исполнении Земфиры.
Особенностью картины является съемка одновременно в трех форматах: IMAX 3D, 3D и в обычном 2D. Бюджет картины составил порядка 30 миллионов долларов, из которых часть выделена Фондом кино, а остальные средства получены банковским кредитом в счет поступлений от проката.
Право премьеры фильма было предоставлено кинотеатрам Волгограда 28 сентября. В Москве показ открылся сеансами в кинотеатре «Октябрь» 2 октября. Начало демонстрации прошло одновременно в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Волжском.
Картина номинирована на участие в премии «Оскар» от России в 2013 году. Как любое незаурядное произведение, она вызвала шквал не только положительных отзывов, но и критики. Рецензии появились в «Российской газете», «Ведомостях», «Коммерсанте», «Эксперте», «Аргументах и фактах», «Огоньке», «Искусстве кино» и других СМИ. Одобрительную констатацию вызвала масштабность постановки, впечатляющие спецэффекты, незаурядная музыка. Критическую оценку получил отход от реальных событий, ставка на мелодраматичность сюжетной коллизии. Многие сайты открыли голосование рейтинга картины массовым зрителем.
Возвращаясь к вопросу, где и когда смотреть новинку — первым экраном в большом формате или дожидаться телевизионного показа, повторимся, что одно и другое органично дополняют друг друга. Единственное «но» относится к качеству вашего телевизора. Если он устарел, не способен адекватно отразить контрастность, яркость цветов, динамику действия, пора подумать о покупке нового домашнего любимца. Современные телевизоры жк (жидкокристаллические) в любой из модификаций в полной мере отвечает параметрам разрешающих характеристик.