Испокон веков человек старается окружить себя красотой, так как стремление к прекрасному в нём заложено от самого рождения, сопровождает всю его жизнь, а опоэтизированные цветы и растения занимают здесь ведущее место. Как писал один из поэтов древности «Наполнить дом цветами и воспарить душой!». И это подтверждается рядом исторических фактов развития разнообразных жанров искусства и, в том числе, флористики. Как известно, и сам термин «Флора» появился благодаря имени римской богини весеннего цветения и цветов.
По мнению авторитетных специалистов, бурное развитие флористики, вначале как раздела ботаники, началось ещё в эпоху величайших географических открытий. Именно интерес к культурным и декоративным растениям, произраставшим на открытых материках Африки, Восточной Азии, Индии, а затем и Америки, положили начало созданию гербариев. Первоначально сбором растений, их описанием и систематизацией занимались профессионалы-ботаники, а затем – путешественники, миссионеры, врачи. Весь этот систематизированный материал отражал флору в различных уголках планеты. А позже термин «флористика» начали использовать не только при ботанических определениях, но и как одно из направлений декоративно-прикладного искусства. В его основе – аранжировка и создание флористических композиций, букетов, коллажей, панно из засушенных или живых цветов, плодов, листьев, ягод и т. д.
Уместно вспомнить, что в древности принято было дарить не букеты, а венки. И это ярко отразилось в истории эллинов и римлян. В то же время, египтяне уже составляли цветочные композиции, отдалённо напоминающие современные, которыми они украшали свои дома, размещая их в вазах специальной конструкции с несколькими отверствиями в верхней части, куда помещалось по одному цветку. Собственно, египтяне создали прообраз современных ваз и держателей для аранжировки.
А вот наши предки, подобно грекам и римлянам, больше ценили венки и гирлянды, только с дополнением к цветам ещё и ягодных веточек. И первые букеты в Европе появились только в ХVI веке, как средство ароматизации помещений, в которых, как известно, на тот период отсутствовала канализация и были определённые проблемы с личной гигиеной. Соответственно, подбирались живые цветы с сильными запахами, которые и являлись естественными освежителями воздуха. И только спустя два столетия букеты начали выполнять другие функции – выражение радости, признания в чувствах, подарки на праздники и т. д. Тогда же, в ХVIII веке, из цветов начали создавать изысканные композиции, которыми не только освежали, но, прежде всего, украшали помещения.
В этот же период, в Азии, в частности, в японских монастырях составление букетов положило начало такой науки, как икебана. Испокон веков это было мужским искусством. Так, самураи перед боем сосредотачивались, медитировали, создавая цветочные композиции. Икебану составляли, преимущественно, для буддийских храмов и каждая веточка имела своё символическое значение, которое зависело не только от сезона, но и от дня по лунному календарю. Затем растительные композиции, как символическое действо, начали использовать в чайных церемониях. И только в ХХ столетии появляется светская, декоративно-оформительская икебана, которая превратилась в женское занятие, по крайней мере, в европейских странах. Сегодня в Японии действует более 300 школ икебаны.
Флористика как популярный вид декоративно-прикладного искусства развивается по своим законам, имеет разные направления и соответствующую технику исполнения. В разных странах это основывается на разных национальных традициях. Сегодня можно говорить об оригинальности европейской, российской, американской и японской флористике. Так, в европейской флористике определилось несколько направлений: вегетативное, декоративное, форма-линейное. Особой оригинальностью и изысканностью идей отличается креативная флористика. Объединяющим началом для них являются такие виды работ, как:
- Букеты (цветочные композиции, собранные в руках);
- композиции в сосудах;
- флористические венки;
- гирлянды;
- ширмы, коллажи, панно;
- флористические объекты.
Для выполнения таких работ используются основные, декоративные и защитные техники. К основным техникам флористических работ относятся: посадка, расстановка, «втыкивание» и т. п. Органичным дополнением к ним являются декоративные техники нанизывания, наслаивания, плетения, связывания в узлы и т. д. Заключительный аккорд в составлении цветочных композиций – техника защиты от влаги, испарений, воскования, тейпирования и др.
Флористика как вид искусства отличается тем, что «работает» с живой природой и, каким-то непостижимым образом, мы получаем её жизненную энергетику, а созданные композиции – оказывают позитивное психо-биоэнергетическое воздействие на нас и, в целом, на климат в помещениях.
Флористика является одним из видов визуального искусства, где художнику вместо красок нужно пользоваться травами, листьями и лепестками цветов и таким образом создавать эмоционально насыщенный эстетический образ с глубоким содержанием. Сегодня наряду с понятием «флористика» широко используется и родственное ему – фитодизайн, предполагающее работу только с живыми растениями при оформлении интерьеров, создании зимних садов, озеленении домов и офисов с дальнейшим уходом за ними.
Даже если человек не занимается профессионально искусством, его стремление к прекрасному и возвышенному поможет ему понимать красоту, преображающую его душу человека, делающую её добрее, отзывчивее и более творческой. Для того, чтобы научить желающих этому искусству сегодня организуются соответствующие курсы, которые изучают виды флористических работ и техники аранжировки цветов для декорирования интерьеров в разных странах.
Флористика – это доступное многим искусство, однако оно не терпит небрежности, а тем более банального копирования. Флорист должен обладать, прежде всего, безупречным вкусом, богатой и дерзкой фантазией, достаточно большим запасом знаний об особенностях цветов, стиле и технике создания букетов. Но, кроме этого, он должен, прежде всего, любить цветы и уметь почувствовать их «ноты», которые должны соответствовать тому поводу, ради которого и создаётся такая композиция. Ему также свойственно умение читать и понимать природу, чтобы увидеть в ней прекрасное. В основе профессионализма флориста – врождённый талант, фантазия и мегатерпение. Флористика – это работа с красотой и для красоты.