Скажут, быть может, что, если бы все рабочие какой-нибудь, страны работали вместо шести дней семь, они выполнили больше работы и произвели больше богатств. Почти таким образом рассуждал Артур Юнг о Франции, которую он упрекал в праздности, и вычислял, сколько времени теряют, вернее, выигрывают для удовольствий мелкие собственники в сравнении с крупными фермерами и поденщиками Англии.
Этот софизм порожден забвением одного существенного принципа, который был нами установлен при изложении истории образования богатеть; человек работает, чтобы человек же отдыхал; отдых должен соответствовать тому труду, который создал предметы потребления. Прогрессу цивилизации человечество обязано тем, что один человек может отдыхать за десятерых, за сотню, за тысячу других, т.е. что отдыхая он может потреблять в один день то, что другие произвели в десять, в сто, в тысячу рабочих дней.
Такая диспропорция не является целью ни общества, ни политической экономии, ни тех гарантий, которые установлены для богатства; наоборот, она представляет злоупотребление этими гарантиями. Если вы лишите детей и стариков их покоя, если вы урежете у рабочего часы сна, чтобы занять их трудом, если часы, посвящаемые религии и торжественному отправлению культа, он должен будет отдать дополнительно на борьбу за существование, вы тем самым должны будете доставить богачу еще больше наслаждений и возможности удовлетворить свои прихоти, чтобы он мог потребить все, что создано новым трудом. Конечно он и сам не стал бы вас благодарить за то, что вы доставили ему новые наслаждения, за которые так дорого заплачено и которые так мало для него ощутительны; он и не заметил бы, что его белье несколько тоньше, что сталь, которой он пользуется, несколько более блестяща, а между тем несколько сот человеческих существ лишены были отдыха, чтобы породить и удовлетворить эту новую прихоть.
И, наконец, не богач составляет предмет забот общества; богатство является в обществе желанным только постольку, поскольку оно дает достаток всем классам. Поскольку увеличение труда способствует увеличению этого достатка, этот труд сам является благословением для нации; наоборот, когда внимание обращено не на тех, кто трудится, а исключительно на тех, кто пользуется плодами труда, труд может превратиться в ужаснейшее бедствие.