Как и сам рынок офисной недвижимости столицы, арендные отношения тоже претерпели заметные изменения за последнее время. Однако давайте вспомним, как все это начиналось, как вообще раньше общались собственники и арендаторы? И что кардинально повлияло на пересмотр главных положений в арендных договорах?
В период образования рынка офисной недвижимости полулегальные схемы аренды помещений в Москве процветали. Большая часть арендного бизнеса была в тени. Сомнительные контракты и оплата наличными — то, с чем были вынуждены мириться арендаторам. Это правила прежней России. Тогда часто учреждениям на законных основаниях запрещалось сдавать помещения в аренду, из-за этого и были популярны различные схемы в обход законов. Можно привести в качестве примера договор совместной деятельности. Съемщик якобы принимал участие в научной деятельности НИИ, ему на этом основании предоставляли помещение. С заводскими объектами складывалась подобная ситуация. Управляющие директора сдавали площади нелегально за наличные, даже не ставя в известность собственников.
Переломным моментом в построении арендных отношений стал кризис 1998-го года, он вывел их на новый уровень, сделав более легальными и прозрачными. С появлением множества качественных предложений «серые» схемы прекратили существование. У арендаторов появилась возможность выбирать свои условия по договору, цене и отделке. Собственникам пришлось согласиться на эти требования. Тенденцией двухтысячных годов явилось появление на рынке предварительных договоров аренды. Из-за растущего дефицита арендаторы торопились как можно быстрее занять помещения в строящихся зданиях Москвы. В это время в договорах появились такие пункты: сокращение арендных каникул, индексация ставок и т. п. Это все продолжалось вплоть до относительно недавнего кризиса 2008-го, который на какое-то время улучшил положение арендаторов.
Сегодня же все ведет к тому, что большая часть контрактов снова будет пересмотрена в сторону ужесточения условий для арендаторов и увеличения арендных ставок.