Фундаментальные открытия в области физики высоких энергий в прошлые годы неразрывно связаны с созданием экспериментальных установок, получивших название «пузырьковые камеры». Роль их в арсенале технических средств в недалеком прошлом науки иллюстрируется тем стремительным темпом развития, который они прошли за полтора десятка лет от настольных лабораторных приборов до огромных индустриальных установок. Ибо сегодня это — крупные промышленные сооружения. Если в конце 50-х годов физики-экспериментаторы имели в своем распоряжении сравнительно небольшие пузырьковые камеры с рабочим объемом от одного до десятка литров, в 60-х годах объем рабочей жидкости возрос почти в 1000 раз и составил уже порядка кубометра, то сегодня на смену относительно скромным лабораторным установкам пришли камеры третьего поколения — многокубовые.
В мире работало несколько таких установок: в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), в американском центре в Батавии, у французских физиков. Но есть и совершенно уникальные устройства. К ним относится «СКАТ». Прямой аналогии с обитателями морей — электрическими скатами здесь нет, но принцип импульсного разряда свойственен и тем и другим. Расшифровывается это название так: Серпуховская камера тяжеложидкостная.
Уникальность установки в том, что она, имея рабочий объем семь кубических метров, позволяет проводить измерения с высочайшей точностью. При ее сооружении был использован весь многолетний отечественный и зарубежный опыт, накопленный в процессе создания и эксплуатации пузырьковых камер меньшего размера. Общий вес установки 1410 тонн. Сто шестьдесят тонн весит сама толстостенная камера, наполненная бромистым фреоном (тяжелой жидкостью).